Учитель английского языка и классный руководитель. Что важнее? Чему отдать предпочтение в беспрерывном поиске себя? Сомнений быть не может. Ты должна состояться и как учитель, и как воспитатель, если ты – человек неравнодушный, уважающий себя. Вы поверите мне, что это безумно трудно? Ведь в буквальном смысле приходится, как у Толстого, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться…»
А, может быть, дорогие друзья, относиться к этому проще? Ведь можно спокойно совмещать и то и другое, без сердечного трепета заполняя классный журнал и проверяя ученические дневники. Что заставляет меня беспокоиться? Почему я не могу молчать и пользуюсь представившейся мне возможностью исповедаться?!
Приоритет воспитательной работы в современной школе очевиден. Но как найти время для своих воспитанников в насыщенном учебном процессе, когда после школьных уроков ребята спешат на индивидуальные занятия с репетиторами, готовясь к сдаче ЕГЭ? Как успеть принять достойное участие во всех мероприятиях, спускаемых сверху, и найти путь к сердцу ребёнка в этом стремительном ритме жизни? Как понять душу маленького человека, оценить откровения, порою простить обман и предательство и при этом - не устать?! Да, именно, не устать морально и физически, а точнее – выжить. Ведь учитель несёт на себе дополнительный груз подработок, он вынужден, говоря современным языком, выживать и при этом, если окончательно не превращается в робота, имеет внутреннюю потребность оставаться источником добра, мудрости и знаний.
Французский мыслитель Шарль Летурно сказал: «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, ты – воспитатель». Согласитесь, что можно благодушно обманывать себя и твердить, что именно этим я и занимаюсь, что я – вполне достойный воспитатель, а не просто чёрствый исполнитель предписанных директив. Но детей не обманешь! Они остро чувствуют любую фальшь. В них как в зеркале мы видим наши успехи и ошибки. А как хочется, чтобы они не выросли равнодушными, чтобы защитили своё будущее от цинизма, власти денег и насилия.
Мы твердим им о красоте русского языка, проводим классные часы и литературные гостиные, а дома уставшие от повседневной неустроенности родители, привычно используют ненормативную лексику. В посёлке нет работы, отцы в Москве зарабатывают деньги. Семьи разрушаются. Не все выдерживают испытание разлукой с близкими людьми.
Какими вырастут мои нынешние десятиклассники?! Тревожно. Подобно тому, как при болезни главное – сохранить жизнь, так и с детьми в переходном их возрасте главное – сохранить дом, тогда, может быть и не коснётся их грязь уличных закоулков – табак, наркотики, алкоголь.