|
Вступление ребенка в новую сферу своей жизни – обучение в школе является очень сложным и ответственным этапом для него.
|
С момента поступления в общеобразовательное учреждение меняется весь жизненный уклад первоклассника – все зависит от учебы, школы, школьных дел и забот, уровня раннего развития ребенка. Этот период сопровождается постоянным чувством напряжения, так как с первого же дня возникает много требований к ученикам, которые не связаны с их предыдущими умениями, требуется интенсивная активизация умственного и физиологического потенциала ребенка.
Вхождение или приспособление к школьной среде протекает не единовременно. Много дней пройдет после того, как ребенок привыкнет к новой обстановке и ее требованиям. Педагоги и родители должны учитывать этот факт, и терпеливо помогать ребенку адаптироваться в школьной атмосфере.
После поступления в школу у ребенка появляется новая сфера отношений «учитель-ученик». От успехов в построении доверительных отношений напрямую зависит адаптация первоклассника.
Учитель занимает ведущую роль в иерархии авторитетов ребенка младшего школьного возраста. Он воспринимается не только как взрослый, а как заслуживающий доверия руководитель.
Часто дети признают должную дистанцию в отношениях с учителем.
Хотя есть и такие, которые не осознают специфику позиции учителя в образовательном процессе. В таком случае только терпеливое, доброжелательное отношение помогут решению проблемы.
Занятие новой общественной позиции провоцирует желание выполнения важной и одобряемой деятельности – учения.
В первые дни первоклассники еще не чувствуют потребность в усвоении теоретических знаний, собственно она и есть психологическая основа развития образовательной деятельности. Если у ребенка проблемы, всегда можно обратиться к психологу в школе.
Для первых двух месяцев обучения в школе характерны низкий уровень и неустойчивость работоспособности первоклассников.
К шестой неделе происходит постепенное привыкание, ребенок приспосабливается к нагрузкам, с которыми связано обучение в школе. Успешная адаптация напрямую определяется состоянием здоровья первоклассника. Дети с черепно-мозговыми травмами, а также дети, имеющие хронические заболевания могут иметь проблемы в период школьной адаптации.
Важную роль в успешной адаптации играет установление хороших отношений с одноклассниками и детьми из других классов.
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками оказывают неблагоприятное действие на исход школьной адаптации, так как ребенок будет чувствовать себя в школе одиноким.
Об успешной адаптации можно судить, если у ребенка сформировано адекватной школьной ситуации поведение, он умеет устанавливать контакты с учащимися и педагогами, если первоклассник научился навыкам учебной деятельности в процессе дошкольной подготовки.
С поступлением в школу практически полностью перестраивается социальная ситуация развития ребенка. Первоклассник наделяется новыми правами и обязанностями, первый раз в жизни он выполняет общественно значимую деятельность, от этого напрямую будет зависеть его положение в коллективе.
|