|
Главная стадия оборудования кабинета английского языка — организация рабочего места учителя.
|
В настоящее время в школах можно встретить самые разнообразные конструкции стола учителя в кабинете английского языка. Удобны столы высотой 720 мм, размером около 200х600 мм. На таком столе можно свободно разложить классный журнал, задачник и т.п. На этом же столе с правой стороны должен находиться пульт управления, с помощью которого можно включать и выключать общее освещение кабинета и индивидуальное освещение рабочих мест учащихся. На этом пульте могут находиться тумблеры дистанционного управления затемнением, проекционной аппаратурой и телевизором.
Рабочее место учителя находится либо перед вторым рядом столов учащихся, либо перед третьим рядом (у окна). Каждое из этих мест имеет свои преимущества и недостатки; так, например, при центральном расположении рабочего места учителю удобно пользоваться со своего места диапроектором и кодоскопом, чтобы показывать презентации по английскому языку, но неудобно наблюдать за действиями учащихся у классной доски, и, кроме того, учитель загораживает некоторым учащимся часть доски. При боковом расположении рабочего места учителю удобно наблюдать за действиями учащихся на своих рабочих местах и у классной доски, но нельзя вмонтировать в стол диапроектор и кодоскоп.
Стол учителя расположен сбоку под углом к передней стене, графопроектор—на подвижной подставке; отдельная подставка (также на колесиках) предусмотрена для диапроектора. Еще две передвижные тележки (по числу проходов между рядами ученических столов) могут находиться около стола учителя. Они используются для подготовки учебного оборудования к занятиям, а также для распределения по рабочим местам учащихся пособий, необходимых для самостоятельной работы и участия в дистанционных олимпиадах.
В некоторых кабинетах английского языка, как видно на сайте учителя английского языка графопроектор и диапроектор вмонтированы в стол учителя и выдвигаются вверх (с помощью электромотора) при нажатии на специальные кнопки на пульте учителя. Для хранения диафильмов, диапозитивов и транспарантов предусматриваются специальные отсеки здесь же, в столе учителя. Иногда тут же, под открывающейся вверх крышкой, расположен магнитофон.
Вообще возможны три основных уровня автоматизации кабинета: ручной, полуавтоматический и автоматический.
Ручной уровень определяется тем, что все работы, связанные с управлением учебными средствами, учитель осуществляет вручную, без использования каких-либо пультов и приводов. Вручную задергиваются шторы, вешаются и снимаются таблицы, включается аппаратура. Этот уровень самый простой и в некоторых отношениях самый удобный: все здесь просто, легко ремонтируется, легко дооборудуется и переоборудуется. Недостатком его является лишняя трата времени на подготовку и проведение демонстраций.
Полуавтоматический уровень характеризуется тем, что все работы в течение урока выполняются автоматически, но учитель должен готовить эту автоматику перед уроком. Например, таблицы можно показать нажатием кнопки, в результате чего в специальном окне появится или высветится нужная таблица. Но зарядить это окно именно этой таблицей нужно вручную до урока. Телевизор заработает, как только его включишь. Но следует достать телевизор из хранилища, поместить его в нужном месте класса, — это делается вручную до урока. Такой уровень является привлекательным в том отношении, что время на самом уроке не расходуется попусту.
При автоматическом уровне любое действие учителя, такое как подготовка к олимпиаде по английскому языку, запрограммировано на целый год, или четверть, или месяц. Здесь диапроекторы заряжены так, что поиск любого диапозитива, любого кадра диафильма осуществляется автоматически в процессе урока. Таблицы помещены на длинных лентах в специальных плакатниках, и их поиск осуществляется тоже с пульта учителя. Разумеется, таких кабинетов сейчас единицы, но в конечном счете именно им принадлежит будущее.
Не давая более подробных указаний об оснащении рабочего места учителя дистанционным управлением, с помощью которого приводятся в действие технические средства обучения, отметим лишь, что увлекаться чрезмерной «автоматизацией» не следует (как бы эффектно это ни выглядело для посетителей кабинета); например, электромоторы, приводящие в действие затемнение, выдвигающие кодоскоп и т. д., не должны создавать шум, отвлекать внимание, создавать дополнительные затраты времени. К сожалению, в некоторых кабинетах, которые нам приходилось видеть, выдвижение кодоскопа из стола требует 20—30 с (тогда как расположенный на тележке или постоянно стоящий на столе кодоскоп может быть немедленно приведен в действие). Во всех этих вопросах учитель должен руководствоваться соображениями удобства, экономии времени, научной организации труда.
|